~ Блог ~

КАК МНОГО МОЖНО ЗАГРУЖАТЬ ТРУДОГОЛИКА?

Chief Time Воронеж

Представитель редакции журнала Chief Time - Черноземье 13 ноября

Владимир Тарасов – известный социальный технолог, автор популярных книг по менеджменту. В своей книге «Внутрифирменные отношения» он советует руководителям, как управлять сотрудниками-трудоголиками и как много можно таких работников нагружать.

 

 

В 1984 году Владимир Константинович Тарасов открыл Таллинскую школу менеджеров, первую школу бизнеса на территории бывшего СССР. Он является автором и разработчиком оригинальных тренингов, деловых игр и других методик подготовки менеджеров, а также автором концепции бизнес-лагеря как обучающей технологии. Работы Владимира Тарасова получили признание в России и за рубежом как уникальные инновационные методики подготовки менеджеров.

Трудоголиком называют всякого, кто без особого принуждения или видимого сильнодействующего мотива трудится сверх всякой меры. Трудится так не импульсивно, а постоянно, даже рутинно.

Глядя на трудоголика, хочется если и не пролить слезу умиления, то по меньшей мере отнестись к нему с одобрительным уважением. Как будто нет повода его покритиковать. Ну разве, «чтобы берег здоровье!».

Однако все не так просто.

Практически за всяким излишеством вольно или невольно скрывается некоторый моральный недостаток, другая сторона медали.

Какие же недостатки можно попытаться разглядеть за внешней добродетелью трудоголика?

• Руководитель, имея дело с трудоголиком, несколько расслабляется, уделяет контролю над ним меньше внимания. Подразумевается, что трудоголик – «лошадь, которая сама знает, куда ей следует идти, и в понуканиях не нуждается». Но лошадь знает только привычную дорогу. Поэтому и трудоголик достаточно консервативен. Руководителю надо не расслабляться, а следить за тем, чтобы трудоголик не заворачивал все дела на привычную колею, если обстоятельства требуют новаций.

• Трудоголик работает по принципу «работаю столько, сколько физически могу», вместо того чтобы «работать столько, сколько дело того требует». Часто первое превышает второе. Возможно, конкретно ваш трудоголик работает лишь по времени много, а не по результату. Даже если за его трудоголизмом и не скрывается явно низкая производительность, уже само то обстоятельство, что он не отдыхает, не позволяет ему работать достаточно производительно. Руководитель должен разглядеть эту низкую производительность и побудить или принудить трудоголика работать более производительно, хотя бы ценой сокращения его необъятного рабочего дня.

• Обычный работник трудится неровно: если много срочных дел, он вкалывает в поте лица или хотя бы просто суетится, а если работы нет или она вся, по его мнению, безнадежно несрочная, он работает с прохладцей. Руководитель по виду такого работника или по итогам его ответа на пару вопросов может быстро сориентироваться в структуре реальной деятельности и фактических рабочих приоритетах этого работника.

Иное дело – трудоголик. Тут для руководителя картина куда более сложная. Руководитель, начав

расспросы, убеждается – чтобы что-то понять и подкорректировать в действиях трудоголика, надо затратить уйму времени только на то, чтобы хотя бы его до конца выслушать. Причем все, что он говорит, звучит логично, убедительно и бесконечно долго. Как результат – трудоголик плохо управляем, отчего руководитель скрепя сердце пускает управление им на самотек.

• В силу уважительного отношения самого руководителя и коллектива к трудоголику тот превращается в своего рода «священную корову», ему прощается не только срыв сроков, но и то, что другие работники вынуждены подстраиваться под него и тем самым невольно участвовать в дезорганизации работы.

• Трудоголик обычно уходит с работы поздно, много позднее других работников, являя собой как бы молчаливый укор всем ранее уходящим. Тем самым он вольно или невольно удлиняет рабочий

день и для других работников.

Поскольку он сам на хорошем счету, то возникает неписаная норма: «хороший работник рано не уходит».

Обратим внимание на то, что такая примитивная оценка «хорошести» работника может быть искушением для руководителя, и он и вправду начнет ею пользоваться. Коллектив может стать заложником этой неэффективной в общем-то нормы.

В остальном же трудоголик – замечательный тип работника и может украсить собой любой коллектив. Теперь понимаете, почему быть (слыть) трудоголиком не так уж и плохо?!

Теперь рассмотрим вопрос о том, как много можно загружать работника. Точнее, насколько можно его перегружать заданиями? Попробуем мысленно увеличивать загрузку некоего обычного работника и посмотрим, что получится.

• Если он был недозагружен работой, то (если он не занимался левой работой) его производительность начнет расти. Будет расти и его чувство собственной полезности, а значит, и уверенности в завтрашнем дне.

• Если он полноценно загружен работой, а загрузка продолжает расти, сначала он будет пытаться справляться с нею, увеличивая интенсивность своего труда. Этот случай опытные руководители, но не имеющие, однако, времени или желания персонально регулировать загрузку того или иного подчиненного, обобщают принципом: «когда на людей сыпется больше работы, то они и делают больше!».

• Если загрузка превышает реальные возможности справиться с нею, подчиненный невольно выбирает одну из двух стратегий:

– или сам начинает выбирать, что ему делать, а что игнорировать;

– или впадает в прострацию и резко снижает интенсивность работы, переходя от принципа «стараться выполнить все!» к принципу «я без дела не сижу ни минуты, что вы еще от меня хотите?!».

• Если нагрузку еще увеличить, он просто сам остановится на некоей реальной (не слишком напряженной) нише своих обязанностей и ответственности, отвоевывая право обычая игнорировать все остальные обязанности и поручения. Нередко эта ниша превращается в зону оперативного характера, когда подчиненный отдает приоритет любому последнему поручению начальника, считая по умолчанию, что это последнее поручение делает необязательным выполнение всех предыдущих.

Этот естественный механизм имеет силу как для ленивого работника, так и для трудоголика. Разница лишь в том, какую загрузку работник воспринимает как полноценную.

ваш Комментарий

Подпишитесь на журнал Chief time

Заполните анкету
или
позвоните по телефону
(473) 239-17-49


Рубрики

Авторы

Chief Time Воронеж

Представитель редакции журнала Chief Time — Черноземье.
Написал 704 поста

Chief Time СПб

Центральная редакция Санкт-Петербурского отделения журнала Chief time
Написала 99 постов

Александр Савкин

Алексей Козко

Автор Санкт-Петербурского отделения журнала Chief time.
Написал 9 постов

Владимир Тулупов

Галина Волгач

В настоящее время занимает должность директора рекрутинговой компании «Бигл» в Воронеже.
Написал 25 постов

Георгий Поливанов

Генеральный директор юридической компании "Аргумент"
Написал 3 поста

Елена Киктева

Наталья Власова

Раиса Тягунова