~ Блог ~

КАК ТОНУТ КОРАБЛИ?

Chief Time Воронеж

Представитель редакции журнала Chief Time - Черноземье 2 апреля

Поведение руководителей в моделируемых бизнес-кейсах

 

 

Александр Савкин,

директор Института коучинга, соавтор книги «Коучинг по-русски – смелость желать»

 

Как играем, так и живем. Моделирование бизнес-кейсов позволяет выявлять, осознавать и исправлять неэффективные паттерны поведения человека. Те, за счет которых он действует, сам того не осознавая.

 Для групп руководителей и владельцев бизнеса мы проводим игру со следующим сюжетом: вымышленная компания оказывается в кризисной ситуации, и три отдела во время игры должны набрать наибольшее количество очков, чтоб вывести ее из кризиса.

Анализируя поведение участников во время игры, мы раз за разом выявляем одни и те же закономерности и видим их прямую связь с реальным бизнесом.

Итак, в кризисной ситуации первое, что подвергается угрозе или распадается в компании, – это ощущение «мы». Рушится единство целей и стратегии поведения. Каждый «отдел» неизбежно начинал работать по принципу «выжить и выиграть самому».

Вторая закономерность. Самую проигрышную стратегию в игре демонстрируют руководители с логикой действий Эксперта (см. теорию о вертикальном развитии лидеров Билла Торберта). Руководитель-эксперт действует из принципа «только я знаю, как правильно», упуская те возможности, которые выходят за рамки его видения «как должно быть». И как следствие, он не способен воспринимать новое, думать широко, критично, креативно.

Кроме того, для него свойственно следовать однозначным и конкретным инструкциям, соответствующим, что принципиально, его экспертным знаниям. Если предлагается алгоритм, не соответствующий его пониманию, Эксперт может оказывать сильное сопротивление, вплоть до саботажа. Часто это проявляется в кризисной ситуации, когда точных инструкций нет, и нужно проявлять гибкость мышления и чуткость к быстро меняющемуся контексту.

Третья закономерность. В стрессовой ситуации людям свойственно действовать не по правилам, а по квази-правилам, забывая или игнорируя существующие правила и придумывая свои. Как и в игре, аналогичный эффект наблюдается в реальном бизнесе. Например, в компании создаются новые договоренности, что требует от сотрудников изменения своего поведения. Но, несмотря на новые правила, люди продолжают работать так, как они считают правильным, нужным, привычным.

И четвертая закономерность, которая проявляется как в игре, так и в жизни. С одной стороны, большинство полностью игнорирует мнение меньшинства, несмотря на то, что именно последнее зачастую является «носителем истины». А с другой стороны, представители меньшинства неспособны донести свою точку зрения и переубедить не согласных с ними коллег. В результате тот, кто реально знает «как», после нескольких попыток донести свою позицию, пережив критику и насмешки, выбирает, зачастую бессознательно, стратегию преступного молчания. Мол, вот, когда все «потонем», тогда вы поймете, что я был прав.

Как же реальным компаниям в реальной жизни набирать свое наибольшее количество «очков», особенно в поворотные, кризисные периоды?

Рецепт для топ-команды – культивировать на уровне всей организации такую ценность, как «мы – одно целое». В живом организме нет второстепенных органов, и горе, если печень начинает игнорировать сердце и почки, или наоборот.

Руководителям следует развивать способность быть гибкими, слушать и слышать других, улавливать разногласия, видеть закономерности и прогнозировать события, несмотря на противоречивые и сложные вводные. Иными словами, овладевать метанавыками.

А также, договариваясь с коллективом о чем-либо, учитывать психологические особенности людей и их способность избирательно относиться к полученной от руководителя информации. При этом важно удерживать доминанты через создание процедур, повторение и разъяснение договоренностей.

ваш Комментарий

Подпишитесь на журнал Chief time

Заполните анкету
или
позвоните по телефону
(473) 239-17-49


Рубрики

Авторы

Chief Time Воронеж

Представитель редакции журнала Chief Time — Черноземье.
Написал 682 поста

Chief Time СПб

Центральная редакция Санкт-Петербурского отделения журнала Chief time
Написала 99 постов

Александр Савкин

Алексей Козко

Автор Санкт-Петербурского отделения журнала Chief time.
Написал 9 постов

Владимир Тулупов

Галина Волгач

В настоящее время занимает должность директора рекрутинговой компании «Бигл» в Воронеже.
Написал 25 постов

Георгий Поливанов

Генеральный директор юридической компании "Аргумент"
Написал 3 поста

Елена Киктева

Наталья Власова

Раиса Тягунова