~ Блог ~

БИЗНЕС ДОЛЖЕН ИНИЦИИРОВАТЬ ПОИСК ИСТОРИИ

Chief Time Воронеж

Представитель редакции журнала Chief Time - Черноземье 19 декабря

Советник министра культуры Николай Новичков – о городских легендах на службе маркетинга, об исключающе-дополняющих трендах и выигрышных нишах для малого и среднего бизнеса.

Какие тенденции развития российских городов вы считаете наиболее заметными?

 

 

Все тренды вероятностные. Мы говорим, что города должны быть компактными, потому что происходит удорожание обслуживания инфраструктуры. Чем обширней город, тем дороже содержание каждого квадратного метра с точки зрения обслуживания инфраструктуры: тепла, света, канализации и всего остального. Поэтому, с одной стороны, есть тренд, чтобы города сжимались, и концентрация была больше. С другой стороны, есть тренд, чтобы города росли, территории, которые люди занимают для жизни, расширялись. Кажется, что эти тренды взаимоисключающие, но они дополняющие. Два тренда друг на друга накладываются, говорят, кажется, о разном, но вместе о том, что качество инфраструктуры и качество жизни людей должно расти, с одной стороны, сжатием, с другой – автономизацией жизни.

 

Это позитивно?

Позитивно, потому что сжатие городов повышает качество культурного и экономического напряжения, качество общения людей. Автономизация поселений тоже позитивна,так как позволят человеку жить самостоятельно.

 

Место бизнеса в этих трендах где?

Оно присутствует в обоих. Если мы говорим про сжатие городов, то здесь бизнес может зарабатывать на высокой концентрации людей на квадратный километр. Чем больше трафика, тем большее число людей можно обслужить. Автономизация, с другой стороны, потребует доставки грузов в эти поселения – тоже заработок. Что касается духовного аспекта участия бизнеса в трансформации, то у людей растет запрос на общение, на совместное времяпрепровождение, на поиск качественного досуга и самореализации. Город будущего – это многозальный кинотеатр, одновременно оказывающий несколько услуг на разные вкусы.

 

Все-таки возвращаюсь к вопросу: где место ценностей, смыслов, изменений предпринимателя на этом предварительном этапе?

Бизнес и предпринимательство идут не в авангарде, а в арьергарде изменений. То есть деньги появляются в том случае, когда критическая масса людей сформировала потребности, а не наоборот. Предприниматель отвечает на эти потребности, его задача – фиксировать их. Он участвует как фиксатор изменения потребностей, интересов. Нужно быть гениальным бизнесменом, чтобы предугадать перемены. Бизнесмены-инноваторы есть, но их меньшинство. Если среди населения планеты бизнесменов всего 5%, то среди бизнесменов – инноваторов тоже 5%. Большинство предпринимателей не формируют потребности, а отвечают на их зарождение.

 

Каковы основные черты городов ближайшего будущего?

Город будущего а) зеленый, б) интенсивный, в) оперативный. То есть те бизнесмены, которые будут производить вертикальное озеленение крыш и междомовых территорий, окажутся в выигрыше. Предложения по автономным системам электропитания, по доставке грузов внутри городов и между ними с помощью дронов – это все новые ниши. Кроме того, отношения между людьми настолько разные, что потребуется производство товаров не массовое, а на стыке между индивидуальным и массовым – например, 3D-принтеры. Далее, строительные материалы станут дешевле нынешних, потому что цена на квадратный метр будет расти, а удешевление окажется возможным только засчет материалов. Возможность отвечать на потребность людей менять профессию в течение жизни: экспресс-переподготовка, переквалификация – тоже ниши. Отмечу еще городской агрокомплекс, то есть постоянное производство продуктов питания в городе посредством экотехнологий. Возить продукты через каких-то несколько лет будет очень затратно. Производить их можно в городе на тех же крышах. Кроме того, мы как человечество откажемся от привычного производства белка, окажется просто нецелесообразным ждать два года, чтобы получить мясо.

 


 

Как может происходить участие бизнеса в управлении живыми городами?

Хороший вопрос. Я не уверен, что бизнесу нужно придумывать отдельные формы для управления. Бизнесмены участвуют как отдельные граждане. Территориальный маркетинг, брендинг – дело рук бизнесменов. Число брендированных городов должно приблизиться к 100%. Каждый город должен быть брендированным. Для чего это нужно? Для того чтобы выигрывать конкуренцию на глобальном рынке услуг. Процесс приближения к 100% практически бесконечен. Сначала будем двигаться интенсивно, а потом асимптотически приближаться к абсолюту.

Чем лучше брендирован город, тем проще бизнесу брендировать свою продукцию. Те же тульские пряники – они вкусные, о них все знают. Поэтому если рядом лежат другие пряники, то все выбирают именно тульские. Брендинг территории – это общая задача городской власти и сообщества. Нужно искать, стимулировать сообщества находить решения. Часто они лежат в сфере городских легенд, истории. Не всегда федеральный бизнес может их увидеть. Чтобы узнать о существовании вятского кваса, «Кока-коле» понадобилось 25 лет работы в России. Большой бизнес не замечает эти особенности, а оказывается, на бренде «вятский квас» можно зарабатывать. Надо, чтобы бизнесмены выступали инициаторами, а городские сообщества суетились, гранты выдавали.

 

То есть бизнес должен…

…стимулировать активных людей на создание идей.

Брендинг – это маркетинг. Чтобы маркетинг начал работать, нужно что-то скреативить. Приведем простой пример. Вологодское масло – оно не обязательно вкуснее другого, но так исторически сложилось, что вологодское известней. Есть лучше образцы, но они хуже легендированы. Тульские пряники – ничего особенного в них нет, но это бренд, и их покупают.

 

Сможет ли в этом тренде малый и средний бизнес тягаться с крупным?

 С крупным бизнесом сложно конкурировать с точки зрения издержек, у него они меньше. Поэтому единственный способ – брать оригинальностью и активностью. Есть вещи, до которых крупный бизнес не доберется, потому что он крупный, а малый доберется. Вроде идеи – «мы наследники такого-то купца»... Именно на этом можно и сыграть. Потому что у федералов другой полет фантазии. 

 

НИКОЛАЙ НОВИЧКОВ, советник министра культуры РФ, член экспертного совета правительства РФ, доктор экономических наук, профессор Российского государственного университета туризма и сервиса, автор курсов по теории менеджмента, инновационному предпринимательству, новой экономике и культурной политике и др. В 2012-2013 годах – заместитель руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризма). В 2010-2012 годах – заместитель руководителя Администрации Губернатора Пермского края, министр культуры Пермского края, один из авторов Концепции культурной политики Пермского края и «Пермского культурного проекта». 

ваш Комментарий

Подпишитесь на журнал Chief time

Заполните анкету
или
позвоните по телефону
(473) 239-17-49


Рубрики

Авторы

Chief Time Воронеж

Представитель редакции журнала Chief Time — Черноземье.
Написал 683 поста

Chief Time СПб

Центральная редакция Санкт-Петербурского отделения журнала Chief time
Написала 99 постов

Александр Савкин

Алексей Козко

Автор Санкт-Петербурского отделения журнала Chief time.
Написал 9 постов

Владимир Тулупов

Галина Волгач

В настоящее время занимает должность директора рекрутинговой компании «Бигл» в Воронеже.
Написал 25 постов

Георгий Поливанов

Генеральный директор юридической компании "Аргумент"
Написал 3 поста

Елена Киктева

Наталья Власова

Раиса Тягунова