~ Блог ~

ПОЗИТИВНАЯ ОБРАТНАЯ

Я часто задаю вопрос: за что ты можешь себя похвалить? И получаю ответ, что в течение недели человек хвалит себя максимум три раза. Нас корежит от мысли, что «я сам себя должен хвалить». Когда человек не видит ценность в себе, то он ее не видит в других. Конечно, самое благодатное – хвалить ребенка. Когда ребенка ругаешь, у него включаются защитные механизмы, но стоит заметить что-то положительное, похвалить, и ребенок раскрывается. Так работает похвала.

 

Когда нас хвалят, мы не всегда способны принять благодарность. В лучшем случае мы молчим и краснеем, а в худшем: «ой-ой, вам показалось» – отторгаем позитивный настрой. Мы пересушены, как земля, когда нас поливают, вода не проходит. Мы пугаемся, что это манипуляция. Да, есть принцип брать-давать, но здесь работают другие законы. К примеру, состояние счастья. Когда нас хвалят, мы должны переживать состояние счастья, но в нас плотно засело, что для счастья нужно что-то сделать. На самом деле – делать ничего не надо. Счастье нужно брать с благодарностью. Это удивительно! У нас же пункт: надо что-то отдать взамен. Не надо. достаточно благодарности от чистого сердца.

 

Стоит провести грань между похвалой как инструментом манипуляции и позитивной обратной связью. В позитивной обратной связи важно давать факты, которые влияют на вас или ситуацию позитивно, те факты, которые ведут к достижению необходимых результатов. Что в данном контексте факт? Это то, что можно увидеть, каким-либо способом заметить. Поступки человека, его действия, решения, жесты, интонации. Что такое влияние на нас? Это те чувства и мысли, которые возникают в ответ на эти факты. В случае позитивной обратной связи это будет то, что нас порадовало, к чему-то побудило, вызвало новые мысли и понимание. И не надо навешивать на такую обратную связь «бантики»: молодец, умница и прочее. Это выводит из партнерских отношений с распределенной ответственностью в детско-родительские, в которых вы – поддерживающий родитель, а значит, ответственность – у вас.

 

В этой связи важно отслеживать лексику. Когда я даю безоценочную обратную связь и начинаю «букетики» навешивать – это похвала в чистом виде. А позитивная обратная связь – это если я отмечаю, что «когда ты делаешь так, так и так, я испытываю радость». Не стоит переходить в коллективе на родительски-детские отношения, ставить сотрудника в роль хорошего или плохого ребенка. Нужна позитивная обратная связь.

 

Если человек не получает позитивной обратной связи, а потребность в ней есть всегда, что-то внутри усыхает. Мы становимся менее радостными, менее энергичными, менее инициативными. Обратная связь показывает человеку верный путь.

 

Я часто замечаю закономерность: если человек не может адекватно оценить свои сильные стороны, похвалить себя внутренне, то он либо никогда не поощряет других, не умеет выстроить позитивную обратную связь, либо переходит в формат родительски-детских отношений. Обе крайности одинаково вредны.

 

Важно, чтобы человек сам пришел к этой модели взаимодействия; благодарность, положительное отношение – это то, что нарабатывается годами. Бывает сложно сказать что-то позитивное другому, с этим можно и нужно работать. Иногда человек и хочет похвалить, но не может. «Иди и хвали» – это не наш путь, нужно найти сначала в себе ту форму благодарности, адекватную именно этим отношениям.

 

Очень важно, чтобы каждый человек видел свои сильные стороны, мог сам для себя отметить, что, «когда я делаю эти вещи именно так, получается хорошо». Только через себя мы способны увидеть других.

 

ваш Комментарий

Подпишитесь на журнал Chief time

Заполните анкету
или
позвоните по телефону
(473) 239-17-49


Рубрики

Авторы

Александр Савкин

Chief Time Воронеж

Представитель редакции журнала Chief Time — Черноземье.
Написал 682 поста

Chief Time СПб

Центральная редакция Санкт-Петербурского отделения журнала Chief time
Написала 99 постов

Алексей Козко

Автор Санкт-Петербурского отделения журнала Chief time.
Написал 9 постов

Владимир Тулупов

Галина Волгач

В настоящее время занимает должность директора рекрутинговой компании «Бигл» в Воронеже.
Написал 25 постов

Георгий Поливанов

Генеральный директор юридической компании "Аргумент"
Написал 3 поста

Елена Киктева

Наталья Власова

Раиса Тягунова