~ Блог ~

МЕРА ПРЕВЫШЕ ВСЕГО. ЧТО. ГДЕ. КОГДА. КАК. С КЕМ. НАСКОЛЬКО?

Алексей Козко

Автор 28 декабря

В современной практике бизнеса существует два концептуальных полюса: «Потребитель знает, что ему нужно, и его надо удовлетворить» и «Потребитель не знает, что ему нужно, но ему надо это дать».

Первые стратегии – обслуживают, а вторые – инновационные прорывные и подрывные концепции – создают потребности. Остальные стратегии – всего лишь соразмерные или противоречивые комбинации полюсов.

Недолго насладившись «рынком потребителя», мы шагнули в XXI век, где столкнулись с рынком крупного производителя. Именно транснациональные компании оседлали нео-прагматизм. Они искусно расширяют ограниченные природой естественные рациональные потребности человека и широко используют стремление людей к безграничным эмоциональным зависимостям от продуктов. Нам, потребителям, это нравится, но…

Сегодня очевиден культ демонстративного успеха и избыточного потребления. Самовыражение и даже самоидентификация человека через статус «брендовой вещи» стали нормой. Корпорации по-своему упорядочивают модели потребительского поведения, обрабатывают человека и его ближайшее окружение, как бы говоря: «Не отставай, делай как все». Мы и делаем.

В жизни человек достаточно легко определяет свои действия: «что, где, когда, как, с кем». Проблемы начинаются с трудностью определения «насколько» в каждой конкретной ситуации. Представим наше восприятие мира или ситуации как определенную субъективную многомерную систему. Такая система состоит из параметров, которые мы распознаем и расцениваем как важные. И для каждого такого параметра мы накладываем свою субъективную шкалу оценки:

«Правильно соизмеряя правильное взаимодействие… правильно делать правильные вещи (Piter Druker) …в правильном месте в правильное время (Steve Jobs)».

В моей формуле эффективности я пользуюсь тремя основными измерениями правильности, которые считаю необходимыми и достаточными:

1. Что мы делаем (операционное измерение производительности) – «правильные вещи».

2. Как мы делаем (организационное измерение производительности процессов и алгоритмов деятельности) – «правильно делать».

3. С кем мы делаем (кооперационное измерение производительности отношений и общих усилий) – «правильное взаимодействие».

Прорывы любой «производительной системы» в сверх-эффективность связаны с соразмерностью «насколько» и синхронизацией «где-когда» частных и общих активностей в трех измерениях: «что, как, с кем».

Даже двум участникам одной ситуации, например, продавец – покупатель, трудно согласовать все элементы «правильности». Эффективнее будет тот, кто достигнет пусть не «абсолютной», но лучшей определенности одновременно в трех направлениях. Он и становится лидером ситуации. Если применить принцип Парето (20% усилий определяют 80% результата), то согласованные малые, но правильные усилия в формировании полезных действий, технологий и отношений точно придадут активности синергетический эффект. Но заранее вычислить алгоритм «абсолютной эффективности» практически невозможно. Нет «кремлевских таблеток». Но, увы, есть продавцы и покупатели их рецептов…

Осмысление всегда субъективно – ведь это слова, понятия и решения, а у слов, мыслей и намерений слишком много контекстов и разночтений. В конкретной ситуации, исходя из текущих представлений о собственном состоянии и предпочтениях, мы принимаем решения о дальнейших действиях. Что мы имеем – сравниваем с тем, что нам требуется. Достоверное измерение возможно только для материальных последствий наших действий. Как понять, что наше действие относительно себя и другой стороны было эффективно?

Все мы взаимодействуем друг с другом, играя те или иные роли. А в жизни, как и в театре, если есть действие и роль, то есть и режиссеры – те, кто задает общее направление развития ситуаций.

Одноклассница вспомнила, как учителя заставляли ее отказаться от ультра-миниюбок в школе. Ссылались на правила, взывали к совести и ответственности… Но она отстаивала «свои права». Только друг уже в институте подсказал, что не стоит носить мини, когда ноги кривоваты. Для нее теперь мини под запретом. Учителя не смогли, а юноша легко победил навязанный стереотип моды. Что же заставляло девушку так долго настаивать на своем вызове, а потом резко поменять свое решение? Одновременные внешние влияния моды, журналов и телепередач, подружек, кавалеров и учителей затуманивали и искажали отражение в зеркале. Друг просто разбудил в студентке ее собственное представление о вкусе и заставил прислушаться к своим мотивам. И в том и в другом случае режиссером выступил кто-то со стороны, но соразмерность «собственного решения» студентки, по ее же оценке, лучше решения школьницы.

У внешних режиссеров есть множество сценариев и каналов воздействия на нас.

Человек зависим от своего ближнего окружения, которое и определяет их общую парадигму – модель правильности. Внешний круг корпораций и общества не заменяет ближний, но стремится через него влиять на поведение человека.

Любой хочет иметь от других подтверждение успеха своих решений и своего влияния на общие правила, результаты, отношения. Мы нуждаемся в адекватных оценках роли, но привыкли их не получать. А корпорации легко дают эти подтверждения: «Ты классный, если можешь платить!», и обольщают хитрой рекламой, надувают капитализацией бренда губы красавиц. И в обществе принято говорить комплименты в спокойном состоянии и нелицеприятные фразы бросать при недовольстве. Ни тому, ни другому не веришь.

Так где же у человека находятся точки опоры? В себе и своем ближнем круге. В спокойном состоянии можно корректно подсказать другому невидимые им несоответствия. В гневе можно вспомнить о недавних комплиментах. В выборе решений можно больше ориентироваться на соразмерность частных и общих интересов, здравый смысл, интуицию и открыто предъявленное мнение. Ведь насколько приятно ощущать себя успешным режиссером своей роли, оцененной другими.

ваш Комментарий

Подпишитесь на журнал Chief time

Заполните анкету
или
позвоните по телефону
(473) 239-17-49


Рубрики

Авторы

Алексей Козко

Автор Санкт-Петербурского отделения журнала Chief time.
Написал 9 постов

Chief Time Воронеж

Представитель редакции журнала Chief Time — Черноземье.
Написал 658 постов

Chief Time СПб

Центральная редакция Санкт-Петербурского отделения журнала Chief time
Написала 99 постов

Александр Савкин

Владимир Тулупов

Галина Волгач

В настоящее время занимает должность директора рекрутинговой компании «Бигл» в Воронеже.
Написал 25 постов

Георгий Поливанов

Генеральный директор юридической компании "Аргумент"
Написал 3 поста

Елена Киктева

Наталья Власова

Раиса Тягунова